История православия в селе Можга.

Люди на территории современного Можгинского района жили издавна. К примеру, Юринское городище, что возле деревни Верхние Юрии, относится к VI-VIII векам, Можгинское селище — к XII-XIV векам, а поселение Чумойтло, что неподалеку от одноименной станции — аж к концу III тысячелетия до н. э. Возле Чумойтло было обнаружено и жертвенное место, которое археологи датируют XI-XII в.в.

По преданиям, у рода Можга был легендарный предводитель Мардан-батыр, который погиб в бою с марийцами. Коренной деревней данного рода считается село Можга. На родовой территории Можга возле деревни Чумайтло выявлено жертвенное место, которое археологи датируют XI-XII века.

В 1957 году в самом центре села Можги на месте предполагаемого древнего кладбища проводились археологические раскопки, которые производила научная экспедиция московского госуниверситета. Руководил экспедицией научный сотрудник университета М. С. Акимова. Были найдены орудия труда, вещи личного использования, медные старинные монеты.

Первым письменным упоминанием села является Ландратская перепись 1710     года, проведённая по указу Петра I. Село Бусурман -Можга с 12 дворами жителей входило  в состав Арской дороги (области).

По переписи 1710 г. как и все удмурты южной и центральной Удмуртии, жители Бусорман – Можга были язычниками. Бусорман –возможно личное имя или рус. бусурманин, т. е. не христианин, может быть, мусульманин (или язычник).

Приход села Можга открыт по определению Священного Синода от 3 июня 1751 года. Деревянная церковь была построена в 1754 г. и освящена Преосвященным Лукой, митрополитом Казанским, 30 ноября того же года во имя Казанской иконы Божьей Матери.

В ведомости о населенных пунктах Елабужской округи Вятского наместничества на 1782 год под № 152 значится   село Богородское (Басурман Можги), в котором по последней ревизии числилось 265 душ мужского пола новокрещённых вотяков. Далее указано, что из этого села после ревизии выселилось в починок Вотский 15 душ, Нижний Вишур — 14 душ, Валадор — 29 душ, Верхний Кватчи — 27 душ. Отдельно под  №  169 показан починок Сюги Можги с 14 душами из новокрещённых вотяков, выселившихся после ревизии из села Басурман Можгов.
Ф.683. Оп.600 Д.6ЗО Лл.742,743.

Клировая ведомость Богородицкой церкви села Можги за 1844 год сообщат, что церковь холодная,  деревянная, построена в 1754 году.

Ф.237 Оп.70 Д.778 Л.135об.

16 марта 1780г. указом Казанской духовной консистории по резолюции  преосвященного Амвросия, архиепископа Казанского и Свияжского велено было в селе Можга  Елабужской округи по неимению там теплой церкви построить деревянную церковь во имя святителя Василия Великого. Церковь была построена в соответствии с указом Вятской духовной консистории, по прошению священнослужителей Богородицкой церкви и приходских людей, и освящена протоиереем Елабужского Спасского собора  Иоанном 22 октября 1791г. Под прошением перечислены фамилии прихожан из села и окрестных 33 деревень на  двух листах. Приложена ведомость о церкви и краткая справка о приходе (607 дворов, жителей 2661 мужского и 2746 женского пола) и священнослужителях.

Ф.237 Оп.94 Д.331 Лл.1-8

В этом же году с. Можга передано из ведения Казанской епархии в Вятскую.

18 марта 1806г. в трапезной отдельно стоящей теплой церкви по неосторожности сторожа новокрещённого Тимофея Фомина произошел пожар, в результате чего обгорели стены и потолок, проломилась крыша, сгорели некоторые вещи, а в самой церкви от дыма и жара были повреждены стены, иконостас и образы местных святых, а престол и жертвенник обнажены. По приговору Вятской палаты уголовного суда сторож  подвергнут наказанию 20 ударами плети при собрании народа и оставлен в месте жительства без права занимать должность.

Ф.237 Оп.109 Д.297  Лл.1-2

К концу мая 1807г. иконостас и местные образа были исправлены, в трапезной стены и потолок вытесаны, на жертвенник и престол надеты новые одежды, и после освящения воды осенью 1807 г в церкви вновь началось богослужение.

В октябре  1810 г. священнослужители церкви во имя Казанской Божьей Матери и церковный староста Семен Васильев обратились к епископу Вятскому и Слободскому с просьбой перекрыть обветшалую кровлю церкви, поясняя, что следовало бы просить выстроить вновь каменную церковь, но «сумма сей церкви, состоящая из ста рубле, сего не  позволяет, да и сверх сего прихожане,   быв состоянием  из вотяков и угнетаясь всюду недостатками, выстроить оной не в состоянии». К прошению приложен общественный приговор прихожан 30 деревень Можгинской волости Елабужской округи и 5 Ильинской волости Сарапульской округи с подписями на I листе с оборотом.. На прошение последовала гневная резолюция епископа, требовавшего от священнослужителей, чтобы они убедили прихожан подать прошение о построении каменной церкви, а если они от этого откажутся, грозил священников и дьякона за беспечность вывести к другим приходам, а на их место перевести таких, которые «обяжутся приложить старание о выстроении каменной церкви». По мнению епископа, приход этот был величайшим и богатейшим из всей округи, насчитывая около 850 дворов и почти 7000 душ обоего пола, притом, что один священник служит в церкви с 1776 года, а другой с 1790 года, и могли бы заготовить материалы для церкви, но «ни малейшего о том даже и поминания иметь не хотят» и «прихожан подустили просить для починки», чтобы «не потерпеть от прихожан ущерба в доход, потому что все вотяки, яко еще не утвержденные в правоверии, нигде не хотят строить каменных церквей».

Ф.237 Оп.113 Д.1263 Лл.1-4

25 марта 1812 г. церковный староста Симеон Васильев и прихожане 9 деревень «при посредстве и убеждениях благочинного иерея Василия Сперанского» составили приговор о постройке вместо обветшалых деревянных церквей вновь каменной в одной массе: холодной во имя Казанской Божьей матери, с двумя тёплыми приделами — по правую сторону во имя святителя Василия Великого Кессария Капподокийского, по левую — во имя Николая Мерликийского Чудотворца.

Епископ объявил можгинским прихожанам Божье благославение на постройку церкви. 12 апреля того же года и велел послать книгу для сбора пожертвований на 5 лет.

Ф.237 Оп. 115 Д.468 Лл 1-6

К весне 1816г. был заготовлен для сооружения церкви почти весь необходимый материал и по прошению священника Иоанна Анисимова 3 марта было постановлено вместе с утвержденным  планом и фасадом выдать храмозданную грамоту.

Ф. 237 Оп119 Д.227 Лл.1-2,4,6

Строителем новой каменной церкви был избран крестьянин починка Николаевского села Басурман Можги Иван Матфеев.  С общего согласия  священнослужителей, церковного старосты Гавриила Егорова и «лучших приходских людей» подрядили строить церковь Ивана Федоровича Шапошникова с отцом Федором Максимовичем, крестьянина  деревни Трофановой (крепостного господина Бухвастова) Балахнинской округи Нижегородской губернии. 2 июня 1816г. был заключен договор, но начатые в том же месяце работы встретили серьезные возражения благочинного иерея Богоявленской церкви села Тихий Гор Андрея Качкинского, который в рапорте епископу отмечал, что подрядчик  молодой человек, не очень искусный, не имеющий архитектурного аттестата и кладкой церквей не занимался, что канавы для основания  церкви роет на аршин шире, чем  положено по плану. По его мнению, подряд следовало заключить с крестьянином  Балахнинской округи Егором  Калашниковым, который давно уже занимался кладкой церквей в Елабужской округе и других местах и имел казанского архитектора аттестат. Вятская духовная консистория откликнулась на рапорт указом от 18 июля 1816г.,посланным  в Елабужское духовное правление 20 сентября, о подтверждении священнослужителям села Можги и церковному старосте, чтобы они неискусных мастеров к кладке каменной церкви не допускали.

Ф.237 Оп119 Д.638 Лл.1-9

В январе 1817г. был заключен договор на изготовление 100 тыс. штук кирпича для строительства строящейся церкви с крепостным крестьянином графа Орлова Козьмой Безданновым  из поч. Парчукова Гороховской округи Владимирской губернии, но в то же лето ни он сам, ни его люди на работу не явились.

Ф.237 Оп.120 Д.924 Лл1-6

Заложенная в I816 году, холодная церковь за три лета (работы велись не позднее октября) была возведена на аршин выше поверхности земли, а теплая — до половины окон. Заготовив материалы 170 тыс. кирпичей, известку, железо, лес и пр. 30 ноября 1819г. вновь подрядились с И.Ф. Шапошниковым продолжать в следующее лето  кладку теплой церкви и палаток с колокольней до окончания или на сколько хватит кирпича.

Ф.237 Оп. 122 Д.65 Лл 1-5

Строительство и устройство теплой каменной церкви завершилось в I82I году. Из теплой деревянной церкви в нее был перенесен иконостас и установлен в правый придел, освящение которого состоялось 13 ноября 1821г. Старую теплую деревянную церковь было разрешено разрушить, а престол разобрать самим священникам, деку и столбцы в безопасном месте предать огню и пепел опустить на речную воду. Ф.237 Оп.124 Д.480 Лл. 1-3    Д.910 Лл.1-8 В деле имеется опись церковного имущества (Лл.2-5об), в т.ч. опись книг (Лл.4об.-5об.)

В 1823 году била произведена кладка холодной каменной церкви подрядчиком Семеном  Капарулиным до купола. Деньги на строительство собирали по I рублю с души. В 1824 году, чтобы завершить непременно кладку церкви, было решено собрать еще по 25 коп. и с каждого венца по I пуду ржи, но, как сообщал в рапорте от 3 марта 1825г благочинному священник Богородицкой церкви иерей Иоанн Танаевский, последнее пожертвование «осталось без всякого исполнения», в результате чего церковь осталась должна подрядчику около 2 тыс. руб. А между тем леса и вымостки вокруг церкви, существующие с 1823 года и скрепленные не железом, а мочалом, угрожали падением; кирпичные сараи, заведенные в 1813 году, приходили в ветхость. Священнослужители обращались за помощью к церковному начальству, на что Вятская духовная консистория постановила: «В Елабужское духовное правление послать указ и велеть ему оного села (Можгов) священнослужителям внушить, чтоб они прихожан своих при всяком удобном случае убеждали к взносу по приговорам денег и хлеба на построение в оном селе каменной церкви и чтоб о приведении оной церкви строением в окончание всемерное употребили старание».

Ф.237 Оп.128 Д.380 Лл.1-8

В деле имеются приговоры прихожан от 25 марта 1823г. ( Лл. 4-5) и30 марта 1824г. (Лл.6-7), причем  в первом  у некоторых крестьян указаны фамилии.                        В списке населенных мест Елабужского уезда на июнь 1836г. в казенном  селе Басурман Можги значится 58 дворов, 192 души мужского и 218 женского пола.

Ф574 Оп.1 Д.3 Л.318

Клировая ведомость Богородицкой церкви за 1844 год содержит довольно подробные данные о церкви, причте и приходе. Сообщается, в частности, что вместо ветхой деревянной холодной церкви, построенной в 1754г. прихожанами, с 1816 года строится  новая каменная, причем теплая придельная церковь отстроена, холодная окончена кладкою и внутри оштукатурена, а колокольня выстроена только вровень с теплой придельной церковью. Левый престол  теплой церкви освящен 9 июля 1844г., а правый по разрешению епископа, в сентябре того же года нарушен для устройства вновь иконостаса.

В более поздних документах указано, что он освящен в 1846г.

Ф.1404 Оп.1 Д.5 Л.276.

В 1850 году, 24 нюня был заключен договор с каменных дел  мастером  Василием  Федоровичем  Мокшиным, удельным крестьянином  деревни Новой Тарловки Качкинского удельного приказа Елабужского уезда о ремонте каменного пола в коридоре против входа в теплую церковь, устройстве фронтона с железной крышей на четырех деревянных  столбах перед дверью и исправлений обвешавшего деревянного рундука перед  фронтоном — за 325 руб. серебром.

Ф.237 Оп.153 Д.1266 Лл.3-4

Под договором у всех крестьян названы фамилия, имя и отчество, у  новокрещённых вотяков — по-прежнему только имя и отчество.

13 января 1854 г. священнослужители Казанско-Богородицкой церкви села Можги направили епископу прошение о заведении в церкви иконостаса в холодном храме. Епископ счел представленный план слишком вычурным и, полагая, что церковь не имеет средств  для его выполнения, велел причту и прихожанам избрать другой, более сообразный с местными средствами. Новый план был представлен через год, и после переписки с духовной консисторией и палатой государственных имуществ 25 января 1856г. Разрешение было дано. В помощь церковному старосте в хлопотах по устройству иконостаса был избран комитет в составе 9 человек из среды прихожан.

Столярную и резную работу вели мастер казанский мещанин Иван Федорович Загуменнов с товарищем Бичуровым в течение почти двух лет. 19 ноября 1857г. было произведено освидетельствование иконостаса. Всего подрядчику было выплачено 857 руб. 15 коп. из церковной казны. На живопись и позолоту по расчету требовалось еще 2200руб., которые предполагалось собрать частью в виде пожертвований, частью из ожидаемых поступлений. Ф.237 Оп.157 Д.138 Лл.1-16

Живописные работы с разрешения епископа были отданы особому мастеру, московскому купеческому сыну Ивану Осокину, а после его смерти производились братом его Василием.

На позолоту иконостаса подряжались трое: цеховой мастер г.Казани Стефан Семенович Корнилов,  проживавший в селе Качкинском Елабужского уезда — за 2200 руб., мастер Волков из Ижевского завода за 2000 руб. и мещанин г.Перми цеховой мастер Евстафий Ильич Брезгин проживавшей в Ижевском заводе — за 2500 руб., обязуясь выполнить всю работу в течение двух лет. Договор был заключен с Корниловым, «уже доказавшим свое знание и искусство позолотного дела по городу Елабуге», 24 июня 1859г. и утвержден епископом 18 сентября того же года. Причем живописных работ и работ по окраске и позолоте иконостаса происходил 28 мая 1864г. в присутствии почетных прихожан церкви, под актами проставлены, наряду с подписями священноцерковнослужителей, их имена. Работы по позолоте были признаны выполненными «весьма отчетливо и художественно, а также добросовестно и достойно всякого одобрения.

Оценка живописных работ была не такой однозначной. Отмечено мастерство Ивана Осокина, особенно в отношении местных икон, которые были «написаны очень удачно и составляют максимум искусства во всем иконостасе». Что касается качества исполнение работы Василием Осокиным, то она названа «довольно порядочной», но перечислены обнаруженные недостатки.
Холодная церковь была освящена 21 октября 1861г., древний деревянный храм в 1862г. переведен во вновь открытое село Поршур-Какси, откуда в 1891г. переведен в село Асаново, а в 1903г. в деревню Никольскую Валу Билярского прихода. Ф.1405 Оп.1 Д.5 Л.276

Деревянная Васильевская церковь была разобрана за ветхостью после освящения предела каменного храма.

Казанско-Богордицкая церковь закрыта на основании постановления президиума Еросисполкома от 17 января1930 г., что было подтверждено Удмуртским облисполкомом от 1 февраля 1931 г., в этом же 1930 г. 20 февраля президиум ВЦИК данное постановление отменил и церковь была оставлена верующим. Но еще целый год местные власти просили пересмотреть решение ВЦИК и церковь была передана верующим только 20 апреля 1932 года.

В заключении уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР по Удмуртской АССР сказано: «Церковь органами советской власти закрыта не была, а отправление религиозных обрядов прекратилось с 1939 года за выбытием священника. Ходатайство группы верующих поддерживается Архиепископом Ижевским и Удмуртским Иоанном.» 31 марта 1944 г. СНК Удмуртской АССР разрешил открыть церковь в селе Можга. Настоятелем храма был утвержден священник Стефан Головин.

очистить (158)