19 век

В клировой ведомости Богородицкой церкви села Басурман Можги Елабужского   духовного правления за 1802 год указано, что в селе имеется первая церковь Богородицкая холодная, вторая — Василия Великого, обе деревянные. В приходе по последнему разбору состояло 465 дворов, а ныне 776.

Причт церкви состоит из 10 человек:

священник Илья Симеонов, 51 года, в семинарии не учился, посвящен в 1776 году

священник Никифор Симёонов, 52 лет, в семинарии не учился, посвящен в 1776 году

священник Василий Симеонов, брат священника Ильи Симеонова 40лет,

в семинарии не учился, посвящён в 1791 году

дьячок Алексей Симеонов, брат священника Ильи Симеонова,45 лет,

в семинарии не учился, посвящён в 1776 году

дьячок Никита Никифоров, сын священника Никифора Симеонова, 29 лет, в семинарии не учился, посвящен в 1786 году

дьячок Василий Иванов,35 лет, в семинарии не учился, посвящен в1780 году

дьячок Гаврило Васильев, сын священника Василия Симеонова,

19 лет, в семинарии не учился, посвящен в 1797 году                                                                          пономарь Николай Алексеев, сын дьякона Алексея Симионова,24лет, в семинарии не учился, посвящен в I790 году

пономарь Андрей Ильин, сын священника Ильи Симеонова, 31 год, в

семинарии не учился, посвящён в 1789 году

пономарь Иван Трифонов,30 лет, в семинарии не учился, посвящен в1785 году.

Перечислены их жены и дети с указанием возраста.

Отмечено, что при церкви проживает также жена умершего священника Степана Симеонова.          Ф.237 Оп.70 Д.22 Лл.800-805

 

Иоанн Иоаннович Анисимов (1789-1831) окончил Вятскую семинарию в 1811 г. и был определён к деревянному храму иконы Казанской Богоматери в с. Можге, возглавив его перестройку в камне. В 1824 г. иерея перевели в Слободской уезд, к храму села Сунна. Анисимовы – это вятская династия. Только в храмах Удмуртии служило около шестидесяти Анисимовых. Один из них — Николай Васильевич (1861-1947) после окончания в 1882 г. Вятской духовной семинарии служил в Мещерякове, Бемыже, Можге. С 1922 г. являлся епископом Елабужским.

 

Петр Никитич Кулыгинский (1798–1855)

Петр Никитич Кулыгинский родился 22 августа 1798 года в селе Сарали (в метрических книгах запись не обнаружена). Образование получил в Елабужском уездном училище и принадлежал к числу его первых учеников. Затем окончил курс в Вятской духовной семинарии и в 24 года получил место учителя Сарапульского духовного уездного училища. 5 декабря 1824 года был рукоположен в сан священника и назначен в село Можгу Елабужского уезда. 20 ноября 1827 года был переведен священником в свое родное село Сарали. С 1831 года – в Покровской церкви г. Елабуги, где и оставался почти до конца своей жизни. И лишь в последний год перешел в Спасский собор.

Петр Никитич Кулыгинский был очень дружен с И. В. Шишкиным (отцом известного русского живописца) и много времени посвящал изучению родному краю, описывая его историю и обычаи. После его смерти Иван Васильевич Шишкин под своим именем опубликовал большую часть материалов, собранных П.И. Кулыгинским, в своей книге «История города Елабуги».

 

Люперсольский Иоанн Исакиевич (1813 -20 мая 1886).

В Вятской епархии служило немало священников из семейства Люперсольских.

Иерей Иоанн получил образование в Вятской духовной семинарии  и священствовал с 1835года 51 год. Похоронен в ограде храма села Можга (Удмуртия).

Его сын Пётр Иванович Люперсольский учился в Петербургской духовной академии, которую окончил в 1859 г. со степенью кандидата. Это дало ему возможность в дальнейшем, выслужившись по духовному училищному ведомству один год, сдать экзамены и защитить диссертацию на степень магистра. Стоит обратить внимание, что ещё в ученические годы Люперсольский отличался способностью к древним языкам, на знании которых основано антиковедение и по сей день.

После учёбы ему было поручено преподавание гражданской истории в Вятской духовной семинарии. Но вскоре, в феврале 1860 г., он был перемещён учителем древнегреческого языка, а чуть позже и истории, в Петербургскую духовную семинарию. В 1865 г. он решает уволиться из семинарии и перейти из духовного звания в светское. Люперсольский был отправлен за границу на два года, где во многих университетах слушал знаменитых профессоров (Ранке, Моммзена, Курциуса и других), изучая рукописные сокровища, античные памятники. Был профессором всеобщей истории в Варшавском университете, потом в нежинском историко-филологическом институте. Главные работы Люперсольского: «»Храмовой город Дельфы»» (СПб., 1869, магистерская диссертация), «»Очерк жизни Перикла»» («»Известия Нежинского Института»», 1877 и отдельно), «»Дипломатические сношения и борьба императора Александра I с Наполеоном»» (ib., 1879).

 

Тукмачев Николай Александрович (4 декабря 1829 – 13 июня 1902).

 

На память
Уважаемому свояку, о. Петру Андреевичу Васнецову.

Карточка сия снята 1-го июля 1875 г. На карточке изображены: священник Николай Тукмачев, 45 л., жена его Анна Васильевна, 39 л., дочери Раиса 12 л. и 10 месяцев, Людмила 10 л. и 11 месяцев, — обе воспитанницы Вятского Епарх.<иального> Женского Училища, — первая перешла в 4-й, а вторая во 2-й класс.

Подписал собственноручно

Священник Николай Тукмачев.

3-е июля 1875.

Тукмачев Николай Александрович родился 4 декабря 1829 г. в с.Елово Елабужского уезда Вятской губ., в семье дьякона местной церкви.  В 1852 окончил Вятскую Духовную семинарию по второму разряду.

20 февраля 1853 года Николай Александрович Тукмачёв, 23 лет, православного исповедания, первым браком венчался в Богоявленской церкви села Нечкино, умершего священника Василия Марковича Утробина, дочерью, девицей Анной, 17 лет, православного исповедания, первым браком. Таинство совершали: Сарапульского Собора священник Григорий Маркович Утробин с диаконом Александром Сарычевым и дьячками Петром Краснопёровым и Евграфом Пинегиным и пономарём Димитрием Краснопёровым. Поручители от жениха: села Гольяны Крестовоздвиженской церкви священник Семён Федорович Тукмачёв; села Шарканского Петро- Павловской церкви дьячёк Стефан Александрович Тукмачёв; села Нечкино диакон Александр Автономович Сарычев и Сарапульского Окружного Управлевния писарь 2-го разряда Василий Утробин. От невесты: Сарапульского Вознесенского Собора священник Григорий Маркович Утробин; Сарапульской тюремной церкви священник Петр Утробин; учитель Сарапульского Уездного училища, студент Михаил Утробин и воспитанник Семинарии Марк Утробин.

22 марта 1853 года Преосвященнейшим Елпидифором рукоположен во священника в село Усад Малмыжского уезда, 12 июня 1863 года священники села Можгинского, Елабужского уезда, Владимир Пинегин, и села Вятских Полян, Малмыжского уезда, Николай Тукмачев, согласно прошению, перемещены один на место другого.

С 1854 года по 1867 год по назначению Епархиального начальства проходил должность катихизатора, от которой, согласно собственному прошению, уволен за болезнью,
— с Ноября 1863 года проходил безмездно должность учителя пения в Можгинском женском училище,
— с 1866 года по 1869 год по определению Вятской Палаты Государственного имущества проходил должность законоучителя в Можгинском женском училище и учителя пения обоих Можгинских училищ, от той и другой должности уволен по собственному прошению,
— с 1- го Октября 1871 года по 1 октября 1878 года – день перевода училища, проходил по определению Елабужского Уездного Училищного Совета должность законоучителя в Народном Земском училище в деревне Кайшур, отстоящей от села Можга в 5 верстах,
— с Января 1876 года с утверждения Епархиального начальства проходил должность законоучителя в Можгинском земском начальном училище,
— с 1870 года по выбору духовенства проходил два трехлетия должность следователя, — с 1873 года по выбору духовенства проходил одно трехлетие должность депутата Епархиального съезда,
— с 1877 года по выбору духовенства проходил должность депутата окружного училищного съезда,
— в Декабре 1877 года Епархиальным начальством определён Миссионером инородческой миссии по Елабужскому уезду, а в Апреле 1885 года наблюдателем церковноприходских школ по 3-му благочинническому округу Елабужского уезда.

За труды по катихизаторству 24 августа 1865 года награжден набедренником;
за благочестное служение на пользу церкви и отлично-ревностное исполнение возложенных на него обязанностей Всемилостивейше пожалован 8 Апреля 1873 года бархатною скуфьею,
20 Апреля 1880 года бархатною камилавкою;
в 1884 году преподано благословение Святейшего Синода без грамоты,
— в память войны 1853 – 1856 годов имеет бронзовый наперсный на Владимирской ленте крест.

Вдов с 12 июля 1878 года.

19 июня 1902 года умер Казанско-Богородицкой церкви села Можга священник Николай Александрович Тукмачёв, 72 лет, от воспаления почек. Исповедовал и приобщал священник Николай Евтропов. Погребен соборно в церковной ограде.

Священствовал 49 л 2 м 27дн.

Осталось четверо взрослых детей:
1. Василий
2. Людмила
3. Елизавета. Её муж Владимир Иванович Суходоев работал с В.Г.Короленко по Мултанскому делу.
4. Раиса.

 

 

 Николай Петрович Евтропов.

Николай Петрович — единственный продолжатель рода Евтроповых в третьем поколении – родился 9 апреля 1853 г. в Чебоксарах и был крещен 12 апреля этого же года в Николаевском градском соборе, где служил священником отец его Петр Евтропов. В 1874 г. окончил Казанскую духовную семинарию по 2 разряду и в этом же году 29 сентября вступил в законный брак с девицей Александрой Клавдионовой Болдыревой 21 года (1853-), дочерью умершего священника Чебоксарского уезда с. Темерчи Клавдиона Якимова Болдырева.
Таинство совершил Андрей Петров Троицкий с дьяконом Платоном Вознесенским, дьячком Василием Панфиловым и пономарем Матвеем Арсеньевым, – вероятно, причт Троицкой церкви с. Малый Сундырь Козьмодемьянского уезда.

1 июня 1874 г. рукоположен в сан диакона к Благовещенской церкви г. Чебоксар. 20 октября 1874 г. рукоположен во священника к Ильинской церкви Ильинской пустыни Козьмодемьянского уезда. В 1877 г. 31 октября перемещен в с. Малый Сундырь Козьмодемьянского уезда к Троицкой церкви. Была служба в церкви в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня села Новоспасское Спасского уезда. В 1897 г. состоит членом Еозмодемьянского уездного отделения епархиального училищного совета и духовным следователем по этому же уезду. Согласно поданному прошению принят в Вятскую епархию и с 14 августа 1898 определен священником к Николаевской церкви села Малая Воложикья Елабужского уезда Вятской епархии.

В том же году  переведен в село Можгу.

В 1902 году отпевал священника Тукмачева Н.А., числился в списках священнослужителей и церковнослужителей  Вятской епархии на 1 января 1917 года.

Дальнейшая судьба пока неизвестна.
В семье Николая Петрова и Александры Клавдионовой известны дочери   Екатерина (22 октября 1875-), Елизавета (16 октября 1876-), Ольга (13 мая 1878-), Варвара (16 октября 1879-) и сын Сергей (16 июня 1883-).

 

  1. Екатерина Николаева Гурьевская (урожд. Евтропова) вышла замуж за священника Гурьевского, окончившего курс Казанской духовной семинарии.
    2. Елизавета Николаева Протопова (урожд. Евтропова) замужем за Козьмодемьянским врачем Протопоповым. В Адрес-календаре Казанской губернии на 1915 г. в Козмодемьянской уезде в земский учреждениях значится г. Козмодемьянска земской больницы заведующий, врач, колл. секр. Виктор Александрович Протопопов. Так же он служит врачом в Козмодемьянском высшем начальном училище
    3. Ольга Николаева Пояркова (урожд. Евтропова) выдана замуж за земского начальника с. Можги Пояркова.(?)
    4. Сергей Николаев Евтропов служит в 1910 г. помощником провизора.

 

Поярков Владимир Михайлович, дворянин.                                                                            Земский начальник 2-го участка Елабужского уезда с квартирой в с. Можга (1900-1916 гг.), член Елабужского уездного съезда, действительный член Елабужского уездного попечительства Александринского детского приюта (1900-1903 гг.), товарищ председателя правления Ольгинского детского приюта трудолюбия в селе Можга Елабужского уезда (1902-1916 гг.). Кавалер орд. Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом и Св. Анны 3-й ст. Поручик запаса (1900 г.)

Поярков Иван Михайлович, дворянин.
Помощник классного наставника Елабужского реального училища (1884-1889 гг.), член педагогического совета Елабужского реального училища (1885 г.), учитель немецкого языка (1890 г.), кандидат к земским начальникам (1892-1893 гг.), земский начальник 2-го участка (входили волости Можгинская и Александровская) с квартирой в с. Можга Елабужского уезда (1893-1900 гг.).  Окончил Елабужское училище, в службе с 1885 г. Годовое жалованье (не имел чина) на 1885 г. – 300 руб. Коллежский секретарь (1889 г.), титулярный советник (1893 г.), коллежский асессор  (1895 г.), надворный советник (1899 г.).

В один из дней 1896 года в переплетную мастерскую заглянул земский начальник Иван Михайлович Поярков. Он подсел к  двенадцатилетнему подростку, который   подрабатывал в переплётной мастерской, а тот на память прочитал ему отрывок из Гоголя. Восхищённый чиновник пригласил к себе отца  подростка и завёл с ним беседу о том, что мальчику нужно продолжить учёбу. Этим мальчиком был первый архитектор города Можги Степан Ефремович Пустошинцев.

В ограде храма находится могила Натальи Яковлевны Поярковой – вероятно их матери.

Утробин Петр Иоаннович ( ? – 1906).

Священствовал 44 года.  В селе Можга назначен на должность священника в 1889г.

Похоронен в ограде храма села Можга (Удмуртия).

 

Н Анисимов

Священствовал в нашей церкви с1889 по 1898 гг. Убыл в Адам Учи Граховского района.

 

Н.Годяев

Переведен священником из села Ильинское М.Пургинского района в 1889г. Служил до 1900 года.

очистить (125)